Скульптура России

Скульптура России

Особенности развития скульптуры в России

 

В этом разделе библиотеки VipMramor рассмотрены национальные особенности развития скульптуры русской цивилизации. Показаны самобытные черты русской скульптуры, отличающие ее от пластического искусства других цивилизаций. Любовь к Отечеству, почитание памяти народных героев, святых и подвижников, деятелей отечественной культуры и искусства создали в России особый вид скульптуры, ориентированный на служение Родине и государству.

Развитие русской скульптуры исторически было тесно связано с развитием страны, и сегодня эти исторические памятники служат отражением социальной и политической ситуации в стране на момент создания каждой статуи.

Расцвет скульптуры в России начался только в XVIII веке. Памятники в России рассматривались как средство вдохновения народа и веры в его коллективную силу противостоять врагам и придерживаться общего национального наследия.

Скульптура в Российской империи

Основное развитие русской скульптуры связано с реформами Петра I в начале XVIII века, когда в Российскую империю регулярно приглашались многие иностранные архитекторы и иностранные скульпторы, в первую очередь Бартоломео Карло Растрелли. Одной из самых известных работ Растрелли, особенно его портретных бюстов, является бюст Петра I, который в настоящее время выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Среди других великих русских скульпторов этого периода - Иван Зарудный, автор иконостаса в Петропавловском соборе.

В эпоху классицизма при Екатерине Великой искусство скульптуры достигло нового этапа, скульптура была призвана тесно влиять на окружающую архитектуру и формировалась в различных стилях, ее популярность то поднималась, то падала; в 1757 году, с основанием Императорской Академии художеств генералом Иваном Шуваловым, русское скульптурное искусство пережило новый расцвет. Академия, крупнейшее в стране учреждение подобного рода, воспитала поразительное количество выдающихся скульпторов, в том числе Федора Шубина, Федора Гордеева, Михаила Козловского, Ивана Мартоса и Феодосия Щедрина. Вклад этих художников в разнообразие статуй и памятников в Москве, Санкт-Петербурге и за их пределами невозможно недооценить.

Дореволюционная скульптура

Дореволюционная русская скульптура расцвела во второй половине 19 века. Буйство дореволюционной русской скульптуры известно благодаря характерному использованию орнамента, историзма и эклектики, которые обычно выражались в лаконичной и упрощенной манере, но могут быть четко выделены, если не в избытке.

Начало 20 века ознаменовалось приходом западного модерна и так называемого новорусского стиля, оба из которых оказали сильное влияние на стиль русской скульптуры. Творческие поиски многих русских скульпторов этого периода позволили им создать настоящие шедевры всех размеров и типов.

Скульптура в Советском Союзе

Когда советский режим пришел к власти после русской революции 1917 года, по всей стране была введена жесткая пропаганда Ленина, и русские памятники того времени точно отражали эту идеологию. Статуи советской эпохи были почти исключительно политическими. Скульпторы часто использовали в своих работах инновационные техники, что было в некотором смысле творческим самовыражением, но также и результатом необходимости адаптироваться, поскольку они были вынуждены работать с материалами низкого качества. Возможно, именно поэтому до наших дней сохранилось относительно немного советской скульптуры, в основном статуи и бюсты Владимира Ленина.

В сталинский и брежневский периоды творческое самовыражение, характерное для скульптуры, было заменено нормами социалистического реализма, в результате чего появилось множество посредственных работ и множество однотипных памятников, характерных для 20 века.

Современная скульптура

После распада Советского Союза российская скульптура продолжает диверсифицироваться по формам, стилям и жанрам, в то время как статуи более ранних периодов активно сохраняются и оценивается их историческое значение. Среди известных современных российских скульпторов - Зураб Церетели, Игорь Бурганов, Вячеслав Клыков, Салават Щербаков, Михаил Шемякин, Александр Рукавишников и др.

Продолжение раздела:

Скульптура России 18 век

Скульптура России 18 век