Круглая скульптура

Круглая скульптура

Определение круглой скульптуры и портрета

 

К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительно меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т.п.

Портретом принято называть изображение определенного, конкретного лица или лиц, дающее представление о внешности, характере, духовном облике и быте человека. Скульптура родственна драматургии. Ведь человек - ее главный "строительный материал" и предстает в ней тоже в разных ситуациях, состояниях. Мы видим то покой, то тяжелые переживания, внутреннюю борьбу и страдания героя, то простые будничные заботы.

Скульптура, как и все искусство, связана с задачей выражать общее в жизни через индивидуальное. Соотношение индивидуального и общего в разных жанрах различно. Портрет больше тяготеет к индивидуальному. От портрета мы вправе ожидать максимального сходства и соблюдения всех неповторимо своеобразных индивидуальных особенностей лица, прически, манер.

Жанр круглой скульптуры

Уместно вспомнить, что скульптура, как и все искусство, связана с задачей выражать общее в жизни через индивидуальное. Соотношение индивидуального (особенного) и общего различно. Если один из них, например портрет, больше тяготеет к индивидуальному, то непортретная фигура — к общему. Отсюда — разница точек зрения на человека. Если от портрета мы вправе ждать максимального сходства и соблюдения всех неповторимо своеобразных индивидуальных особенностей лица, прически, манер, то к непортретной фигуре, изображающей, например, обнаженную вакханку, мы подходим с мыслью о том, что перед нами не конкретная женщина с присущими ей достоинствами, слабостями и недостатками, а обобщенное воплощение идеала женской красоты, и требование бытового правдоподобия здесь было бы неуместно. И наоборот, когда мы видим, как скульптор обычной житейской сцене стремится придать обобщенно-символическую трактовку, нас неприятно поражает несоответствие содержания нарочито значительной форме. Знание законов жанра, которые, конечно, не являются неизменными, раз навсегда данными, а изменяются вместе со всем развитием жизни и искусства, — залог более успешного решения творческих задач, потому что опыт и традиция накопили очень ценный материал в работе над ними и могут принести большую пользу и теперь.

Изображение Профиля

Возникновение круглой скульптуры

Конечно, каждый знает, что портрет увековечивает память о людях. Но мы имеем в виду более сложные причины. Станковый скульптурный портрет в отличие от штудий головы очень избирателен.

Читать дальше
Дифинации портрета

Дифинации портрета

Портретом принято называть изображение определенного, конкретного лица или лиц, дающее представление о внешности, характере, духовном облике и быте человека.

Читать дальше
Жанр портрета

Жанр портрета

Можно сказать, что общей чертой портретного жанра является преимущественный интерес к лицу человека, что чувствуется даже в портретной фигуре.

Читать дальше
Египетский портрет

Египетский портрет

Обычай некоторых народов делать маски положил начало пристальному изучению натуры. У египетских мастеров они получались безупречными и способствовали становлению реалистического портретного искусства.

Читать дальше
Греческий портрет

Греческий портрет

Греческий портрет дает пример не индивидуальной, а обобщенной характеристики человека. Преимущественный интерес к такому портрету мы наблюдаем обычно на ранних стадиях развития искусства.

Читать дальше
Римский портрет

Римский портрет

В истории античного искусства выдающееся место занимает римский портрет, наследие которого отчетливо показывает силу и убедительность иного подхода к изображению — конкретной характеристики людей.

Читать дальше
Портрет эпохи Возрождения

Портрет эпохи Возрождения

Гуманисты эпохи Возрождения выдвинули новый идеал — сильной, независимой, гармонически развитой личности, сочетающей в себе знания ученого, талант художника, волю бойца.

Читать дальше
Портрет барокко

Портрет барокко

Искусство барокко с его пристальным вниманием к миру чувств человека способствовало развитию портрета. Оно расширило эмоциональную палитру портретистов, запечатлело сильные чувства и дало новое представление о человеке.

Читать дальше
Портрет классицизма

Портрет классицизма

Социальный и психологический анализ нашли блестящее воплощение в искусстве, связанного с революционным переворотом во взглядах на ценность личности.

Читать дальше
Современный портрет

Современный портрет

Неразрешимые противоречия мира, гонения па передовую мысль усилили в людях тревогу за будущее. В портрете умножились конфликтные образы.

Читать дальше