Программная композиция

Программная композиция

Статуарная скульптура — сочинение

 

В старых академиях тип статуарной скульптуры носил название программной композиции и представлял собой работы на заданную тему, — программу, отличительной чертой которой был благородно-возвышенный характер идей. Фигуры, как правило, показывались обнаженными. Работы иногда назывались сочинениями..

Правда, позже у многих художников-реалистов появилась неприязнь к этому жанру как якобы далекому от жизни, типично академически условному и чуждому реалистическому искусству. Однако если академическое искусство в XIX веке не всегда могло вдохнуть жизнь в программную скульптуру, то из этого не следовало делать вывода о неполноценности или устарелости самого жанра. Наоборот, история искусства показывает, что программная скульптура всегда обладала наибольшими художественными возможностями, была боевым и действенным жанром. Программная композиция сохраняет свое значение поныне. Она требует специальных свойств таланта, мастерства композиции, способности мыслить широкими категориями.

Скульптор-композитор должен в совершенстве владеть всеми изобразительными средствами, тонко чувствовать пропорции, масштаб, характер форм и линий, ритм движения, пространственное развитие объема и приводить их в систему, подчиненную идее. Вот почему жанр тематической композиции стал мерилом профессионального мастерства. Еще Альберти в трактате «О статуе» говорил, что от большей или меньшей массивности, подвижности, плавности сочетаний и других качеств форм и широты охвата ими пространства зависит окончательное впечатление от фигуры. В продуманной, талантливой работе она предстает глазам как сложный художественный образ, раскрывающий «вложенную» в него широчайшую программу. Возвышенно-благородный строй мыслей и чувств неотделимы от произведений этого жанра так же, как естественная интонация от бытового.

По старой терминологии, к программной композиции относили произведения на историческую и мифологическую темы (или, как говорили в академии, исторический и мифологический жанры). Название «современный жанр» не вошло тогда в практику, хотя произведения на «современную» тему были известны еще в античный период. Учитывая общность идейно-художественных особенностей всех программных произведений и основной способ выражения ими идей, можно объединить все эти жанры в одну группу и сказать, что в нее входят произведения мифологического, исторического жанра и работы на современную людям разных эпох тему.