Возникновение бытового жанра

Возникновение бытового жанра

История возникновения бытового жанра

 

Время и повод возникновения термина «бытовой жанр» точно неизвестны. Общеупотребительным он стал, вероятно, с конца XVII — начала XVIII века, так как применялся к картинам малых голландцев, из чего сложилась традиция относить к нему все работы на бытовые темы. Теоретик классицизма Буало, отказывавший в правах бытовому жанру в литературе, своеобразно помог пониманию его языка тем, что назвал его низким жанром, площадным, говорящим на языке «рядов базарных», т. е. простых людей. Действительно, бытовой жанр очень близок массам.

Особый способ изображения, заключающийся в простоте, живости, естественности языка, — неотделимая черта бытового жанра. Персонажи жанровых произведений обычно действуют в соответствии со своими характерами, о чем очень важно помнить скульптору.

В жанровых композициях открыто проявляется стремление станковой скульптуры изображать жизнь по принципу «согласно жизни», поэтому они и подкупают особенно «доверительной» интонацией, позволяющей говорить обо всем просто, без пафоса. Как бы ни были разнообразны направления искусства и манеры исполнителей, основы бытового жанра в общем менялись медленно. Когда художнику изменяло чувство меры, и он начинал нарушать естественность интонаций, произведения переходили в иной план. Поэтому от скульптора-жанриста требуется умение тонко чувствовать «стиль» жанра.

Бытовой жанр предпочитает небольшие или средние размеры скульптуры. Искусственно, неоправданно укрупненные размеры всегда отрицательно влияют на результаты, так как в скульптуре имеется определенная зависимость между содержанием и размером. Крупным формам требуется иной замысел, хотя это не исключает возможности появления произведений самых разных размеров.

История бытового жанра

История бытового жанра показывает, что он развивался неравномерно. Если одни эпохи оставили множество прекрасных памятников, то другие, наоборот, почти полностью игнорировали этот жанр как низкий, недостойный большого искусства. В частности, так квалифицировался бытовой жанр в искусстве барокко и классицизма. Понятие красоты рассматривалось художниками как некая идеальная категория, стоящая над жизнью, а природа объявлялась жалкой и некрасивой. Поэтому своей задачей они ставили улучшение природы на основе норм, выведенных эстетикой. Естественно, что неприкрашенная повседневность не попадала в поле зрения художников.

Произведения бытового жанра очень разнообразны. Они посвящаются как современной, так и исторической теме. Работы бывают однофигурные и многофигурные. К бытовому жанру часто относят также скульптуры, изображающие, например, сельские трудовые процессы — пахоту, доение коров, загон скота, в которых как бы объединяются бытовой и анималистический жанры.

Некоторые композиционные приемы и средства раскрытия замысла в жанровой скульптуре стали устойчивыми, традиционными. Одним из них является использование действия, сюжета. Персонажи, которых мы видим, обычно заняты каким-нибудь делом: работают, беседуют, играют. В этом случае бытовой жанр как бы сближается с драмой, в которой содержание раскрывается игрой актеров.

Произведения на бытовые темы издавна очень популярны в мелкой пластике, близкой народному искусству. Примером подобной скульптуры являются египетские статуэтки. При всем своеобразии своей тематики они интересны основным принципом жанровой скульптуры показывать людей действующими, деятельными.