Анималистический жанр

Анималистический жанр

Анималистическая скульптура

 

Может показаться, что произведения анималистического жанра стоят в стороне от основных проблем ваяния, выполняя чисто иллюстративные задачи. Однако на деле это не так. Лучшие памятники мировой культуры показывают, что анималисты способствовали освоению действительности и ярко раскрывали общечеловеческие интересы. Несомненно, залогом успеха работы анималиста является его особый талант, чуткость и любовь к природе. Но наиболее существенна такая особенность художнического мировосприятия, которую писатель М. Пришвин назвал «родственным вниманием». «Если войдешь глубоко в жизнь природы, — говорил М. Пришвин, — и поймешь каждое существо, они скажут о себе, а ты людям о них...» «Реализм, которым занимаюсь я, — продолжал свою мысль Пришвин, — есть видение души человека в образах природы. Такой душевный процесс совершается у всякого человека, вот почему меня и понимают, как басни Крылова».

Иначе говоря, анималистическая скульптура, отличаясь своеобразием объекта изображения, в основе своей тоже «человечна». Причем поскольку связь с человеком в ней осуществляется опосредованно, то понятия особенного и общего здесь наиболее своеобразные. Когда носителем особенного выступает животное, то само человеческое начало в образе сводится лишь к специфическим и к предельно общим моментам. Скульптура отлична от шаржей и карикатур, прямолинейно ведущих к узнаванию людей в животных; взаимосвязь тем в ней сложная и «деликатная». Мысли и чувства художника «проецируются» на природу. Звери и птицы у него всегда остаются самими собой, поэтому приводятся лишь отдаленные аналогии с человеком.

Естественно, что, наблюдая за животными, скульптор обращает внимание на сходство с человеческими их инстинктивных движений, побуждений, форм выражения некоторых эмоций, например, материнской заботы о детеныше. При этом особенно важно чувство меры. Неприятно видеть скульптуру, в которой автор навязывает зверям не свойственные им чувства, показывает их сознательность. Не менее огорчает и другая крайность — иллюстративный, натуралистический подход к изображению, исключающий какое бы то ни было сходство с человеком.

Итак, анималистический жанр сложен тем, что в нем присутствуют как бы два объекта: человек и животное. Облик зверя всегда конкретен, хотя и не индивидуализирован — художник обычно не стремится сделать «портрет» льва или тигра. Мысли о человеке еще более общие; они относятся в основном к теме «Человек и природа».

Скульптура и природа

Скульптура и природа

Художники и исследователи прошлого не раз задавались вопросом о том, почему скульптура более избирательна по отношению к моделям, чем живопись, почему она выбрала только животных...

Читать дальше
Анималистический жанр в древности

Анималистический жанр в древности

Чтобы отчетливее представить себе былую значительность анималистической темы и ее связь с мировоззрением людей, обратимся к некоторым примерам из далекого прошлого.

Читать дальше
Анималистический жанр до 19 века

Анималистический жанр до 19 века

Римские художники с присущей им обстоятельностью описания событий показывали животный мир документально точно.

Читать дальше
Анималистический жанр до 20 века

Анималистический жанр до 20 века

Иной аспект темы дал в XIX в. А. Л. Бари. Он сделал станковый анималистический жанр равноправным с другими.

Читать дальше
Анималистический жанр в 20 веке

Анималистический жанр в 20 веке

В конце XIX — начале XX века анималистическим жанром занимались многие скульпторы. Например, в Германии был широко известен А. Гауль («Львята» и другие произведения).

Читать дальше